Версия для слабовидящих

Разучиваем стихотворение вместе с детьми

Разучиваем стихотворение вместе с детьми

           Разучиваем стихотворение вместе с детьми

                                                                                                                                                        

Компоненты выразительного чтения: Выразительное чтение (декламация) стихотворения – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, смысла текста, отношения к нему. К основным средствам выразительности относятся: дыхание, логические паузы, логические   и фразовые ударения, темпоритм, повышение и понижение голоса (мелодика), сила голоса, интонация, мимика и жест.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха, а так же в незаметном пополнении его запаса в легких (во время остановок — пауз).

Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впе­чатление однообразия.                                   

Значение интонации в выразительной речи очень велико. Она организует речь, выражает смысловые отношения между  частями и предложениями, выражает чувства, мысли, состоя­ния говорящего.

Логическое ударение очень важно в устной речи. Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фра­зы может быть тоже неверным».

Мимика — это выразительные движения мышц лица, которые яв­ляются одной из форм проявления различных чувств. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятель­ствам.

Жест -это также дополнительное средство выразительности речи, всецело подчинен­ное ей. Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу рас­крыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни.

 

        Алгоритм разучивания стихотворения вместе с ребенком.

  1. Выразительное прочтение стихотворения взрослым.

  2. Беседа с ребенком о понимании им содержания (о чем рассказывается?

    какие чувства испытал после прочтения произведения? (в дальнейшем,

    именно эти чувства и эмоции лягут в основу выразительного чтения,

    ибо первое впечатление от восприятия художественного произведения

    наиболее правдивое).

  3. Повторное прочтение взрослым стихотворения, пересказ

    ребенком его содержания.

  4. Условная разбивка текста на эпизоды.

  5. Повторное прочтение взрослым отрывка, определение его характера,

    настроения; выявление диалогов и определение характеров героев их

    произносящих.

  6. Закрепление текста ребенком.

  7. Нахождение в строках слов, на которые падают логические ударения.

  8. Побуждение ребенка при прочтении стихотворения использовать

    выразительные средства – интонацию, мимику, жесты, силу звучания.

  9. После того, как ребенок хорошо усвоил текст можно использовать

    для закрепления игру: построчно по очереди читать стихотворение,

    особенно диалоги.

  10. Похвалите ребенка, подарите улыбку, аплодисменты.