Версия для слабовидящих

Игры с водой и песком

Игры с водой и песком

Консультация для педагогов: «Игры с водой и песком».

- Мама, если я возьму уголек, у меня получится цветок?

- Нет, ты только испачкаешься или обожжешься.

                                                (Из разговора мамы с сыном во время рисования)

 

 

Часто мы примерно так реаги­руем на естественное желание ребенка самостоятельно познать воз­можности окружающего мира и себя в нем. Взрослый прагматиче­ский и рациональный опыт неред­ко   сужает границы   накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, ограничивает их жизненное пространство. За ними, взрослыми, остается право выбора всего, что составит предметно-пространственную среду развития ребенка, обеспечит (или нет) реализацию ее развивающего потенциала.

Неоднократно мы убеждались в том, что для развития детей не так важны дорогие игрушки (хотя они, безусловно, праздник), как простые и доступные предметы и вещества. Главное – чтобы они были  разнообразны.

Прежде всего, это традици­онные песок и вода.  Наблюдения показали, что эти игры не только доставляют де­тям радость и  удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей, в том числе предма- тематических   и   математических, исследовательских, языковых.

 Играя с водой и песком, дети осваивают такие понятия, как измерение объема (вместимости); достаточность и недостаточность, относительность и соотношение; количество и счет, понятие «часть-целое),  и многое другое.

Они   узнают,  как   меняются  свойства вещества  и  материалов в зависимости от изменения внеш­них воздействий (как сделать,чтобы песок не рассыпался, как выбрать из песка все камешки, как изменить цвет пе­ска и т. п.); учатся правильно называть  свойства, качества  вещества  и материалов, устанавливать договоры о совместных действиях и целях в игре.

Тем не менее, упрактиков неред­ко возникают вопросы: что необходимо для обеспечения разнообразной интересной деятельности? Как достичь наибольшего развивающе­го эффекта? Как научить детей аккуратности и опрятности в играх с песком и водой?

Сформирован   примерный перечень игрушек  и материалов, способствующих, раскрытию развивающего  потенциала  этих материалов.  Это прозрачные и непрозрачные сосуды разной  конфигурации и объема;  мерные ложки (можно от детского питания); сита и воронки; ре­зиновые груши разного объема; половинки мыльниц, формы для изготовления льда; резиновые перчатки; пипетки с закругленными концами, шприцы без игл; гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломка для коктейля; гигиенические красящие вещества; взбивалки, деревянные лопатки, клеенчатые фартуки, нарукавники, щетки, совки, тазики, тряпки, детский крем.

Для приучения детей к аккуратности важны не столько регламентация и запреты, сколько способность взрослых максимально предусмотреть возможные проблемные ситуации, например:

Вода разбрызгивается и разливается - значит, целесообразно оклеить стену самоклеящейся пленкой, а на паркет постелить небольшой тряпичный коврик;

Малыши не могут удержаться от бесконечного смешивания песка и воды – значит, первое время надо держать открытым либо песок, либо воду, закрывая вторую ванну крышкой, которую можно использовать в качестве подставки;

В центре хотят работать сразу много детей – лучше сформировать два  дня.

 Не менее важной оказалась и проблема выбора способа дейст­вий с песком и водой. Дети и воспитатели в детских садах могут:

наливать, переливать, отмери­вать воду (то же можно делать и с песком);

взбивать воду сильной струей из резиновой груши;

закручивать рукой «воронку» в воде;

стряхивать капли с мокрых рук на поверхность воды или на бумагу;

дуть на воду, подгоняя плавающие предметы;

набирать воду в ладони, пропуская ее сквозь пальцы или, напротив, удерживая ее в плотно сжатых руках;

наполнять пипеткой разные углубления;

перегонять капли воды по восковой бумаге, собирая их в одну большую или разделяя на множество маленьких;

с силой вытряхивать воду из сосуда с узким горлышком (флакон из-под духов);

погрузить в воду флаконы с притертыми или неплотно закры­тыми крышками;

измерять время наполнения флакона с притертыми или неплотно закрытыми крышками;  

измерять время наполнения флакона с неплотно притертой крышкой;

использовать флаконы с притертыми крышками в качестве поплавков;

просеивать песок,  выталкивать камешки и мелкие предметы из песка путем встряхивания;

окрашивать песок ( перетирая его с цветным мелом);

заполнять слоями окрашенного песка прозрачные емкости;

составлять коллекции окрашенного песка, закрепляя его скотчем;

Задание   1.   Наполнить   водой двухлитровую бутыль с помощью маленьких двухсотграммовых. Каждую влитую через  воронку бутылочку отметить (закрасить), подсчитать количество.

Задание 2. Отметить на циферблате время погружения  в  воду бу­тылочки  с неплотно притертой крышкой.

Важно не просто организовать  опыты под руководством взрослого, а представить детям простор для самостоятельного экспериментирования.  Воспитатели не проговаривают заранее, что именно можно делать с этими материалами.

Таким образом, организация поисково-практической деятельности детей – мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, способности к  прогнозированию, планированию собственной деятельности.

Комментарии